Закрываются города, страны и континенты — в мире пандемия коронавируса. Но закрытие от внешнего мира не обязательно означает остановку жизни внутри городов. Конечно, пандемия повлияет на наши ежедневные привычки — и власти городов во всём мире ищут способы пережить её, по возможности не доставляя дискомфорта. Большие скопления людей в общественном транспорте становятся особо опасными во время пандемии. Но всех на личные автомобили не пересадишь, город встанет в пробках. Впрочем, и с этой проблемой города справляются — на помощь приходит старый добрый велосипед.
Прага, Чехия
Оператор пражского велопроката Rekola на две недели стал бесплатным. Это произошло благодаря финансовой поддержке со стороны производителя 3D-принтеров Prusa Research и интернет-магазина Rohlik.cz. И спонсоры, и представители велопроката напрямую заявляют: мы делаем всё возможное с нашей стороны, чтобы заразилось как можно меньше людей. Они обеззараживают и дезинфицируют все поверхности велосипедов, но при этом рекомендуют в качестве дополнительной меры безопасности надевать перчатки во время езды. И напоминают: чаще мойте руки!
Нью-Йорк, США
В Нью-Йорке переход на велосипеды начался «снизу» — активисты призвали людей пересаживаться на велосипеды. Как результат — сервис велопроката стал на 67% популярнее за первые 10 дней марта по сравнению с тем же периодом в прошлом году. Только после этого подключились и власти: 9 марта мэр Билл де Блазио в Твиттере посоветовал пересесть на велосипед, а вместе с теми же активистами они организуют уроки вождения велосипеда для тех, кто только что на него пересел. Однако есть и минус: система велопроката оказалась не совсем готова к такому наплыву желающих, и на станциях не всегда можно найти велосипед.
Plan to have some extra travel time in your commute. If the train that pulls up is too packed, move to a different car or wait to take the next one.
Bike or walk to work if you can.
— Mayor Bill de Blasio (@NYCMayor) March 8, 2020
Бонус: в Чикаго количество пользователей велопроката выросло более чем в 2 раза по сравнению с тем же периодом в 2019 году — 82112 поездок за 10 дней против 40078.
Богота, Колумбия
В городе с населением 8 миллионов человек (и агломерации на 11 миллионов) принимают особенные меры: местную программу Ciclovía (закрытие 126 км улиц для автомобилей по воскресеньям с 7 до 14 часов) значительно расширят. Во-первых, к ней добавятся ещё 22 километра улиц, а главное — она будет работать и по рабочим дням с 6 утра до 19:30. И это не считая ещё 550 км безопасных велодорожек, доступных круглосуточно. Всё это — чтобы разгрузить загруженную систему скоростных автобусов Transmilenio.
Не только городские власти, но и федеральные советуют реже пользоваться общественным транспортом во время пандемии, а вместо этого использовать велосипед. Например, так поступил министр здравоохранения Германии Йенс Шпан, заявив, что если нет возможности работать из дома, в офис лучше ездить на велосипеде или ходить пешком.
В Москве медлят: депутат Московской городской думы Дарья Беседина ещё в начале марта предложила открыть в этом году велопрокат раньше, ведь и погода позволяет — но ответ из Дептранса до сих пор не пришёл (а промедление чревато последствиями).
Очевидно, что самый лучший способ не словить коронавирус — сидеть дома и максимально ограничить прямые контакты с другими людьми. Но пока наши города не на карантине, а выезжать куда-то надо — старайтесь по возможности это делать на велосипеде или выходить пешком, так безопаснее.
Обзор подготовил Михаил Чижов. Фото на обложке: Yui Mok/PA Wire