Карантинные меры потихоньку снимают во всём мире. Даже в Москве, пусть и со своими собянинскими особенностями вроде прогулок домами по расписанию. Введение режимов самоизоляции особенно отразилось на общественном транспорте: эксперты полагают, что после снятия всех мер снизятся как спрос на него, так и предложение. Люди будут ездить на общественном транспорте гораздо реже, чем раньше — многие предпочтут воспользоваться другими видами транспорта.
Но какими? И как это отразится на обществе в целом и дорожной обстановке?
Ответ на эти вопросы попытались найти исследователи из компании Decisio. Они рассмотрели два варианта развития событий в транспортной сфере Италии, одной из самых поражённых коронавирусом стран, которая уже начала перезапускать экономику.
Один из этих вариантов — ничего не делать. При нём города останутся такими же, как были до пандемии, а значительная часть людей пересядет с общественного транспорта на личный. Тут возможны несколько сценариев — всё зависит от того, как много людей предпочтут личный автомобиль. На графике показаны три сценария: оптимистичный, где на машины пересядет половина пассажиров; промежуточный — там на машины пересаживается две трети пассажиров, и наихудший — когда все, кто пользовался общественным транспортом, пересядут на личные автомобили. Ключевой показатель — общественные затраты, которые авторы исследования поделили на связанные с пробками (показаны жёлтым) и не связанные с пробками (здоровье людей, загрязнение воздуха, климат, безопасность и так далее). Эффект от пробок авторы исследования подсчитали весьма консервативно, но и это дало показательный результат: отрицательный эффект составит в лучшем случае 11 миллиардов евро, а в худшем — 22 миллиарда евро! Экономика и так в кризисе, а тут ещё и дополнительные затраты!
Три варианта развития событий, если ничего не предпринимать
Второй вариант, который рассмотрели исследователи, предполагает вмешательство правительства страны и городов. Это в какой-то мере можно наблюдать сейчас не только в теории, но и на практике — это и субсидии на покупку велосипеда или самоката, и строительство временных велодорожек. В одном из возможных сценариев при вмешательстве властей все перемещения на расстояние до 5 километров совершаются пешком или на велосипеде; в другом — все перемещения на расстоянии до 10 километров. Разница поражает: если во всех сценариях, связанных с пересадкой людей на автомобили, общество несёт затраты, то здесь наоборот — получает выгоду! Причём во втором сценарии, где больше ходят пешком и ездят на велосипедах, это почти 20 миллиардов евро. Во многом это связано с отсутствием потерь от стояния в пробках, но есть и такой важный момент, как улучшение здоровья людей благодаря активной мобильности. Это, в свою очередь, повышает ожидаемую продолжительность жизни, увеличивает продуктивность и снижает затраты на медицину.
Социальные затраты и выгода: при промежуточном сценарии невмешательства и при двух сценариях активного продвижения езды на велосипеде и ходьбы пешком
Разумеется, все эти возможные варианты — теоретические. Кто-то пересядет с общественного транспорта на личный автомобиль, кто-то — на велосипед, кто-то начнёт ходить пешком. Но расчёты показывают: чем больше людей будут ездить на автомобиле, тем хуже будет для всего общества, и наоборот — чем больше людей будет ходить пешком и ездить на велосипеде, тем выгоднее будет всем, даже тем, кто пересядет на автомобиль. Это исследование показало, в какую сторону нужно смотреть тем, кто принимает решения — в ту, которая принесёт больше пользы обществу.