В этой борьбе схлестнулись простые работяги и городские власти. Она изменила Ванкувер и сделала его тем самым удобным городом, который есть сейчас.
52 года назад депутаты Городского совета Ванкувера проголосовали против строительства магистрали через Чайнатаун, Гэстаун и Даунтаун. Бывший главный планировщик Ванкувера Брент Тодериан, ныне консультант по градостроительству, считает, что это стало «самым важным решением, которое принимал Ванкувер в своей градостроительной политике».
Предлагавшийся тогда маршрут магистрали отрезал бы несколько беднейших районов от остального города — тогда это было частью федеральной программы. Это изменило бы вид на горы и отняло доступ к воде.
Тогда планировщики считали, что новые, современные магистрали могут связать находящиеся в экономическом упадке центры городов с пригородами и другими междугородними магистралями, например, транс-канадским хайвеем.
Но слабые управленческие решения, плохо подобранное время и недовольство местных жителей эти планы обрубило на корню и ненароком побудило Ванкувер стать всемирно признанной урбанистической утопией.
Бум строительства магистралей
Городские магистрали — детище 50–60-х годов, когда города пытались побороть растущее число автомобилей в городе.
Гордон Прайс, научный сотрудник Центра диалога Университета Саймона Фрейзера, считает, что магистрали в то время рассматривались как нечто современное и экономически привлекательное, помогавшее связать города с маршрутами дальнобойщиков, торговыми путями и разраставшимися пригородами. «Сейчас у них плохая репутация, но в 60-е только что построенные магистрали были великолепны. Каждый город хотел встроиться в общеконтинентальную систему магистралей… да и кто тогда не хотел бы».
Тогда уже были построены магистрали в центрах Сиэтла, Торонто и Монреаля, где-то они остаются и по сей день. Но в Ванкувере множество факторов сперва отложило строительство, а затем и заморозило проект. Одним из этих факторов были протесты горожан.
Один из протестующих на митинге в 1960-х, скриншот из телепередачи K:
Реконструкция городов
Планы строительства магистрали в центре города шли рука об руку с философией реконструкции городов, принятых по всей Канаде. Корпорация ипотечного кредитования и жилищного строительства Канады финансировала проекты реконструкции, целью которых была перестройка районов, где жили в основном люди с низким уровнем доходов, с нуля — зачастую без учёта мнения жителей.
Бывший глава правительства провинции Британская Колумбия Майк Харкорт был одним из лидеров протестов против магистралей. Тогда ещё молодой адвокат представлял интересы жителей, владельцев собственности и торговцев района Страткона. По его словам, «мужество китайской диаспоры помогло мобилизовать и других горожан против идеи строительства».
К борьбе также присоединились учёные из университета Британской Колумбии и градостроительная комиссия Ванкувера. После массовых протестов и яростных дискуссий в мэрии предлагаемый план убрали в стол.
Чайнатаун, через который должна была пройти магистраль
Недостаток финансировани
Несмотря на то, что победа Давида (жителей) над Голиафом (мэрией) сейчас приводит в восторг, это только часть истории.
Для этой магистрали было несколько вариантов трассировки, и оппозиция от народа не требовала полного отказа от планов. Наоборот, магистрали продолжали оказывать поддержку на высшем уровне, и проект окончательно умер только когда произошла смена власти на муниципальном, региональном и федеральном уровнях — она повлекла за собой отмену финансирования.
В Ванкувере вскоре избрался новый состав городского совета с радикально иным подходом к градостроительству. В Британской Колумбии в 1972 году к власти пришла Новая Демократическая партия (сейчас — тоже член правящей коалиции). На федеральном уровне политика также изменилась — вместо реконструкции городов начал действовать План по улучшению районов, по которому старые, исторические районы должны были сохраняться.
Рождение «ванкуверизма»
В чём соглашаются большинство градостроителей — борьба против магистрали в центре положила начало той городской политике Ванкувера, что мы видим сейчас.
Поскольку возможности быстро доехать из центра в пригороды не было, градостроители приняли стратегию «сперва жильё», которая увеличила число людей, живущих в центре. По словам Брента Тодериана, «был проложен новый путь развития Ванкувера».
Кроме этого, больше внимания стали уделять общественному транспорту, пешеходам и велосипедистам, а также философии, известной как «ванкуверизм», характеризующейся плотно населёнными районами, где можно и жить, и работать, и развлекаться. «Все детали того, что сейчас называется ванкуверизмом, произрастают из того решения», — считает Тодериан. «Теперь мы — образец для подражания».
P.S. В 2019 году Ванкувер занял шестое место в рейтинге самых пригодных для жизни городов мира по версии журнала "Экономист". Москва в рейтинге 2019 года занимает 68 строчку.
Оригинал. Перевод Михаила Чижова. Поддержите нашу битву: