Наше самарское отделение изучило одну из центральных улиц города — Московское шоссе. Оно стоит в пробках дважды в день, как это водится в наших городах. Утром все едут на работу, вечером — домой, и вот пробки стали ежедневным ритуалом для тысяч людей.
Вместе с личными автомобилями стоит и общественный транспорт. Вот, например, показательный график — время, которое автобусы №1 и 67 тратят на участок Аквариум — Кирова в течение дня. Видно, что вечером они едут в два раза дольше, чем ранним утром. А ведь выделенная полоса для общественного транспорта исправила бы эту проблему. Но так ли она нужна? Наше исследование подтверждает — нужна. Его результаты мы уже отправили губернатору Самарской области Дмитрию Азарову.
Время, которое в течение дня тратят автобусы №1 и 67 на Московском шоссе
Армия машин
Мы решили посчитать, сколько людей стоит в пробке на Московском шоссе, для чего запустили квадрокоптер и сделали снимок. На фото поместилась только часть огромной пробки, от улицы Революционной до Луначарской, но и этого оказалось достаточно.
Вооружившись лупой, мы насчитали на фотографии 148 автомобилей, пять маршруток, четыре автобуса и два троллейбуса. Сколько это в людях?
В среднем в автомобиле едет 1,3 человека (именно это число в основном используют для статистики). Итого: примерно 190 человек. И они занимают 94% дороги.
В общественном транспорте в этой же пробке, по нашим подсчетам (мы уточнили модели автобусов и троллейбусов), едут 578 пассажиров. И им остается 6% дороги!
Получается, что один пассажир общественного транспорта занимает в 31,5 раз меньше места, чем водитель! Если всех пассажиров пересадить в автомобили, понадобится тридцатиполосное шоссе, и даже это не спасет его от пробок!
Выглядит жутко неэффективно. Автобусам и троллейбусам достаточно всего одной полосы — и вот уже тысячи довольных людей (75% от всех, кто торчит в пробке) добираются до дома гораздо быстрее (в среднем в два раза). Автомобилистам это не помешает, так как большая часть улицы все равно останется за ними.
Выделенная полоса сделает общественный транспорт куда привлекательнее в глазах горожан — доехать на нем станет быстрее и приятнее. Многие пересядут на автобусы и троллейбусы хотя бы для поездок на работу и с работы, а это польза для городского бюджета и экологии.
Начать мы хотим с того самого Московского шоссе, нужно обустроить выделенные полосы от улицы Мичурина до Ташкентской в обе стороны. Здесь ходит большинство городских автобусов (сразу 13 маршрутов!) и троллейбусов (5 маршрутов). По официальным данным, только в феврале они перевезли почти 4 млн пассажиров.
Запрос на создание выделенных полос мы отправили губернатору. Надеемся, региональные власти все-таки учтут мнение горожан и начнут развивать общественный транспорт Самары.