Во всём мире крупные и не очень города готовятся к тому, что мир после пандемии изменится. Когда будут сняты карантинные меры, миллионы людей вернутся к обычной жизни, но есть риск, что многие ещё долго будут избегать общественного транспорта. На автомобили все не пересядут, а если бы это даже было возможно — город просто встанет от такого количества дополнительных автомобилей на улицах. Для многих людей единственная альтернатива общественному транспорту для перемещений по городу — велосипед. Он позволяет преодолеть большее расстояние, чем пешком, и тоже представляет собой личный транспорт. Однако существующей инфраструктуры почти везде недостаточно, учитывая потенциальный рост количества велосипедистов. Поэтому основной мерой, применяемой во множестве городов, которые готовятся к завершению кризиса, становится создание временной (а где-то сразу и постоянной) велоинфраструктуры — именно чтобы у людей была удобная и безопасная альтернатива личному автомобилю.
Фото Аркадия Гершмана
Власти Москвы к выходу из режима самоизоляции готовятся примерно никак, хотя в других городах это начали делать ещё до всяких пиков и плато (посмотрите у Let’s bike it!). Пресс-служба Дептранса пишет про развитие велоинфраструктуры где угодно, но только не в Москве. И это при том, что, например, в марте этого года московские велосипедисты травмировались в авариях в 6 раз чаще, чем в прошлом марте — 25 травм против 4. Это очевидный показатель: при существующем (очень низком) уровне велоинфраструктуры в Москве ездить по ней на велосипеде небезопасно.
При этом потенциал для развития гигантский: широкие улицы в центре и за его пределами могут стать как раз такими «полигонами» для внедрения временных велодорожек. Разумеется, для безопасности потребуется не только нарисовать краской пространство для велосипедистов, но ещё и ограничить скорость автомобилей, и сделать буферную зону между проезжей частью и велополосой. Пространства для этого полно.
Вместе с командой Let’s bike it! мы провели опрос среди москвичей — и нашли ответы на несколько важных вопросов: где нужнее всего городу велополосы? Где особенно нужны велопереезды? Что ещё нужно сделать для удобства и безопасности велосипедистов?
Всего мы получили 359 ответов респондентов. Регулярно на работу на велосипеде до пандемии ездили 57% опрошенных, из них чуть больше трети — круглый год, а не только в тёплое время года. 25% нерегулярно ездили на велосипеде на работу, а ещё 18% вообще не использовали велосипед как транспорт. Такие цифры показывают, что многие хотели бы ездить на велосипеде, но или почему-то отказались от этого, или так и не решились.
Результаты опроса показали, что основной проблемой города является именно отсутствие инфраструктуры — 64% проблем так или иначе связаны с нехваткой велодорожек и велопереездов. Их не хватает не только в парках и на пересечениях улиц — велодорожки на набережных и бульварах и пересечения веломаршрутов с железнодорожными путями тоже важны для города. Ещё одна важная проблема, которую упомянули 18% ответивших, — это в целом широкие улицы, на которых автомобилистам удобно гонять. Действительно, ездить на велосипеде по краю проезжей части, когда мимо проносятся машины со скоростью 79 км/ч, — то ещё удовольствие.
Немногие отметили отсутствие связной инфраструктуры как отдельную проблему — однако эта проблема решится сама по себе, если исправить основные проблемы из предыдущего абзаца. Потому что если взглянуть на то, какие улицы упоминали респонденты в качестве первоочередных для создания велоинфраструктуры, — становится понятно: если реализовать всё, велодорожки будут во всём городе. Респонденты назвали 234 улицы, на которых они хотели бы видеть инфраструктуру. С большим отрывом лидируют Садовое кольцо и Тверская улица, получившие по 67 и 64 упоминаний соответственно. За ними — два проспекта с похожими названиями, Ленинградский и Ленинский. Достичь 10% в опросе смогли ещё две крупные улицы — Новый Арбат и проспект Мира. Для наглядности мы отобразили на карте самые популярные запросы (те, которые набрали хотя бы 5 упоминаний):
Напрашивается очевидный вывод: будет инфраструктура — будут и велосипедисты на улицах — меньше людей воспользуется личным автомобилем — Москва не встанет в пробках после выхода с самоизоляции. Поэтому мы предлагаем:
- в кратчайшие сроки оборудовать на наиболее востребованных участках временную и/или постоянную велоинфраструктуру для удобства физического дистанцирования велосипедистов, число которых увеличится как вследствие снятия режима самоизоляции, так и в результате предложенных мер;
- применить меры успокоения трафика и снизить ограничение скорости для личного автотранспорта на основных улицах до 50 км/ч, на второстепенных улицах и всех улицах внутри Садового кольца — до 30 км/ч;
- разработать план по дальнейшему развитию велоинфраструктуры на менее востребованных участках на основных улицах и на улицах в «спальных» районах.
Команда «Городских проектов» выражает благодарность Ане и Серёже Чепрасовым за помощь с обработкой данных, Илье Гуревичу за карту и проекту Let’s bike it! за идею и сотрудничество.