Мехико едва ли можно назвать велодружественным городом. Как говорят местные жители, это точно не Амстердам. Примерно 30 процентов ежедневных поездок жители мексиканской столицы проделывают на машине (остальные 70 процентов приходятся на пешеходов, общественный транспорт и велосипеды), однако и этого достаточно, чтобы город имел репутацию одного из мировых рекордсменов по уровню пробок и количеству вредных частиц в воздухе. Начиная с 2006 года на улицах Мехико погибли 1600 велосипедистов.
Это заставляет местных активистов, требующих включения велоинфраструктуры в транспортную систему города, действовать с удвоенной силой. За последние десять лет им многого удалось добиться. Начиная с 2007 года здесь запустили программу Muévete en Bici, в рамках которой каждое воскресенье центральные улиц закрывают для машин. В 2010-м году запустили городской велопрокат EcoBici, первый в Латинской Америке. Однако из 600 км велодорожек, о необходимости которых говорят активисты, пока построено всего 140 км. Сейчас парк Ecobici насчитывает 6 500 велосипедом, а число зарегистрированных пользователей — 240 000. План городской мобильности, принятый в июле 2014 года, поставил интересы пешеходов и велосипедистов на вершину пирамиды приоритетов, а сами велосипеды впервые стали рассматриваться как элемент городского планирования. Однако дальше развития EcoBici и внесения некоторых поправок в законы дело не пошло, и критики считают, что приоритет велосипедистов — не более чем слова, которые пока не подкреплены развитием необходимой инфраструктуры.
Так что городу еще придется пройти большой путь, чтобы стать по-настоящему велодружественным. Теперь этому будет помогать веломэр — активистка по имени Ареэли Карреон, избранная на недавнем Всемирном велосипедном форуме. В ее задачи входит пропаганда велотранспорта, обеспечение связи между правительством и группами активистов, а также совместная работа с велосипедными мэрами Амстердама и Сиднея. Должность веломэра не является официальной, однако это еще не значит, что Карреон не сможет влиять на происходящее в городе. «Мехико - это город, где велосипеды уже стали частью повседневной жизни в многих сферах, — говорит она. — Это полностью изменило лицо города и логистику в его центральной части». Двадцать лет назад, когда она только начинала ездить на велосипеде, все было иначе: «Над нами смеялись, — вспоминает она. — Нас спрашивали, зачем мы лезем на улицы, если можно покататься в парке».
Возглавляемая Карреон организация Bicitekas A.C. пропагандирует велосипед как транспорт с 1998 года, организуя массовые велопрогулки и пытаясь влиять на политиков. Они также привлекают внимание к тому, как велотранспорт сказывается на состояние окружающей среды. По словам Карреон, Biciteka «старейшая организация в Мехико, продвигающая велокультуру».
Камерон и ее соратники пытаются воздействовать на власти самыми разными способами: устраивают уличные акции протеста, публикуют доклады, выступают на различных мероприятиях, а также выпускают гид для желающих ездить по городу на велосипеде Urban Cyclist Manuel — это первое подобное издание в Латинской Америке. «Мы устраивали воркшопы и лекции, создавали арт-объекты и видео для музеев. У нас двадцатилетний опыт инновационного подхода к этой проблеме. Мы старались всеми возможными способами убедить людей, что мы должны развивать альтернативный транспорт, — говорит она. — Властям потребовалось двадцать лет, чтобы понять, что велосипед — это не только развлечение».
Идея выбирать велосипедных мэров принадлежит амстердамской некоммерческой организации CycleSpace. Смысл в том, чтобы продвигать велотранспорт на международном уровне. Первой была избрана Анна Лютен, которая стала веломэром Амстердама в июне прошлого года в результате онлайн голосования.
Карреон обещает, что в роли веломэра будет активно участвовать в процессе планирования городской среды — не только добиваться создания велоинфрастуктуры, но и привлекать к обсуждению транспортных проблем местных жителей. «Ни у кого нет готовых ответов на стоящие перед нами вопросы, и чтобы не ошибиться с принятием решений, надо выслушать людей. Нам нужно общество, которое участвует в созидании, нам нужно слышать голос общества. Уверена, что мы узнаем много нового».
Карреон также рассчитывает, что должность веломэра позволит ей продолжить работу в Bicitekas, которая стала делом ее жизни. «Поездки на велосипеде превратили город в лабораторию возможностей, - говорит она. — Они пробудили наше коллективное воображение и дали нам возможность говорить о своих потребностях. Не знаю, что из этого получится, но уверена, что это будет увлекательно».
Перевод Анастасии Ромашкевич